Последние сообщения

Страницы: 1 [2] 3 4 ... 10
11
Открываем ломбард / Процентная ставка 0,1% у нас и в мире
« Последний ответ от Администратор Январь 30, 2018, 10:44:08 pm »
Процентная ставка 0,1% у нас и в мире

     Вы верите в места «денежной силы»?
     Давайте попробуем вопрос переиначить: почему в одном месте скучковалось двадцать ломбардов, а в доме через дорогу ни одного? Потому что денежный поток проходит именно здесь, и даже малейшего отклонения в сторону не допускает. И вот эти двадцать ломбардов устанавливают ставку 0,1% в день и пытаются между собой конкурировать лишь качеством услуг. Появляется двадцать первый ломбард, он всеми правдами и неправдами стремится влезть в этот магический круг, даже не задумываясь о сроках окупаемости. Надо и все.

      А что по своей сути ставка 0,1% в день?

     36,5% в год. Чтобы получить общую прибыль в 2000$ в месяц (что едва приведет к самоокупаемости) ломбарду надо выдавать в месяц кредитов на 67 000$, то есть при среднем кредите в 50$ нам надо обслуживать по 50 клиентов в день (без учета возвратов). То есть через руки эксперта в день должно пройти не менее 80 человек, или при 10-часовом рабочем дне по 8 человек в час или по 7 минут без перерыва на клиента.
     Я считаю, что 4 человека в час – это максимум. Вот и посчитайте, нужна ли вам такая ставка?

     Вспоминаются золотые двухтысячные, когда ставка 6% в день не казалась чем-то необыкновенным.

Хотелось бы посмотреть, что происходит у соседей:

Россия. 147 000 000 населения. Так как деятельность ломбардов подвергается жесткому мониторингу, то все заведения очень точно подсчитаны. Количество на уровне  8000. Тоже встречается ставка 0,1% в день, но используется, как правило, лишь для раскрутки. Стандартная ставка – 0,25% в день. Лига ломбардов и РосФинМониторинг – жесткие контролеры.

Украина. 42 500 000 население. Не менее 1000 ломбардов. Последние 5 лет ставка держится на уровне 0,5% в день. Но колебания по рынку существенные (до 1% в день).

Литва. На 3 000 000 населения почти 700 ломбардов. В основном одиночные и небольшие сетевые. Ставка может доходить до 2% в день.

Латвия
. На 2 000 000 населения почти 200 ломбардов. Ситуация чем-то напоминает казахстанскую: есть одна очень крупная сеть, которая занимает 50% рынка. Есть до десятка сетевых ломбардов и несколько мелких. Средняя ставка 0,5% в день.

Эстония. На 1 300 000 населения более 150 ломбардов. Средняя ставка 0,8% в день.

Молдова. Население 4 000 000. Переживает ломбардный бум, можно встретить ставку и 0,1% в день, количество заведений растет, точной статистики нет.

Туркменистан. Население 5 500 000.  Ставка свыше 1% в день.

Кыргызстан. Население 6 000 000. Ставка в среднем от 0,2% в день.

Таджикистан. Население 8 800 000. Средняя ставка 0,3 % в день.

Узбекистан. Население 32 500 000. Ломбардный бизнес пока только в стадии становления. Средняя ставка 0,5% в день.

Грузия. Население 3 700 000. Более 1000 ломбардов. Средняя ставка 0,17% в день.

Азербайджан. Население 10 000 000. Под 1500 ломбардов. Средняя ставка 0,2% в день.

Армения
. Население 3 000 000. Можно встретить ставку и ниже 0,1% в день (24% в год, например) Насчитывается до 150 ломбардов.

Беларусь. Население 9 500 000. Займ облагается НДС. Регулятор – Министерство финансов. За 10 лет ставка проделала путь от 1,5% в день до 0,5% в день. Но средняя ставка все-равно высокая. От 140 до 1000%  в год.
     Ну а в Беларуси сегодня новость «годовая процентная ставка по микрозаймам, предоставляемым некоммерческими микрофинансовыми организациями, созданными в организационно-правовой форме фонда, не должна будет превышать размер ставки рефинансирования Национального банка, установленной на дату заключения договора микрозайма».

США. Не сосед. Но все же. На 300 000 000 населения примерно 25 000 ломбардов. В каждом штате своя ставка от 0,1% в день до 0,8%.

Казахстан при средней ставке в 0,25% занимает первое место по ломбардам на душу населения в мире.
12
Открываем ломбард / Проведение торгов
« Последний ответ от Администратор Январь 28, 2018, 09:59:46 pm »
Проведение торгов

     Самый сложный процесс в работе ломбардиста – это проведение торгов. Но рано или поздно он наступает. Многие ломбарды придерживаются золотого правила «Вышедшее на торги золото – ушедший клиент», но перегнуть палку и тут не очень хочется.

     С чего начнем.
1.   Определяем залоговые билеты, по которым истек льготный период. Проводим визуальную ревизию, осуществляем контрольный звонок залогодателю (болезнь, командировка, иные обстоятельства – все это может быть причиной отсрочки платежа.) и с тяжелой душой принимаем решение, что залоги по таким залоговым билетам необходимо реализовать с торгов. На самотек это все пускать нельзя – должен быть четкий регламент выхода билетов на торги. В учетной программе должен быть отчет, который бы автоматически определял все такие билеты. Не забываем известить об этом залогодателя в письменной форме (умный ломбардист извещение о проведении торгов вручает вместе с залоговым билетом).

2.   Создается приказ, утверждается комиссия в составе минимум двух человек (комиссия может быть постоянно действующей на основании приказа), производится вскрытие упаковочных пакетов, составляется реестр. Если при вскрытии выявляется несоответствие веса или категории, то разница взыскивается с виновного лица.

3.   Залоговое имущество из этих билетов складываем в отдельную инкассаторскую сумку. Создаем документ «Подготовка к торгам», в которой указаны залоги и билеты. Для залогодателя еще ничего не потеряно, даже на этой стадии он может выкупить свои изделия, заплатив лишь причитающиеся ломбарду проценты за кредит и штрафные проценты за просрочку.

4.   Если ломбардов у вас несколько, то разумнее всего процедуру торгов производить в одном месте (условно назовем его центральным офисом), для этого необходимо все залоговое имущество переместить в центральный офис (в качестве сопроводительного документа использовать Накладную на перемещение).


5.   Производим предпродажную подготовку изделий (чистим, моем, полируем), устанавливаем продажные цены.

6.   В Ломбарде обязательно должны быть утверждены Правила проведения торгов, которым и надо соответствовать.

7.   Торги должны быть публичными, как правило, в форме аукциона по английскому или голландскому методу. Необходимо объявление о торгах в средствах массовой информации. Интернет – тоже пресса. Кто-то считает, что объявление на дверях ломбарда «проводятся торги» - опять же средство массовой информации, пока обратное не будет доказано.

8.   Участников аукциона должно быть не менее трех. Победителем объявляется тот, кто предложит максимальную цену за лот. Залогодатель имеет приоритетное право по приобретению своего залога даже на аукционе. При равенстве цены победителем признается именно он. Тонкий момент – просроченное залоговое имущество становится собственностью ломбарда лишь на мгновение… в тот момент, когда залог переходит к покупателю. Оформляются документы «Расходная накладная» и «Приходный кассовый ордер» («Платежное поручение» при безналичной оплате). Обязательна регистрация участников и протокол проведения торгов.

9.   Торги начинаются с объявления правил проведения, присутствующие лица влиять на ход торгов или нарушать правила не имеют права. Раньше могла вестись видеозапись торгов, теперь в связи с Законом о защите персональных данных такая практика под сомнением. «Торги по каждому лоту начинаются с объявления организатором торгов предмета аукциона, краткой его характеристики, метода проведения торгов, стартовой цены и шага изменения цены.  Организатор торгов вправе менять шаг изменения цены в процессе торгов, объявляя об этом. Шаг изменения устанавливается в размере до 10% текущей цены лота». Правила проведения аукционов стандартны, поэтому данный аспект не должен вызвать каких-то сложностей. Победитель обязан заключить договор в течение оговоренных сроков (как правило, не более трех дней), все реквизиты должны быть достоверными, иначе торги могут быть признаны несостоявшимися.


10.   Заполняется 810 форма, Ставка сбора – 3% от стоимости реализации. Опубликованный Налоговый кодекс с учетом послаблений ликвидировал аукционный сбор.

11.   Если наши взаимоотношения с государством не отрегулированы до конца, то читаем Главу 66 Налогового кодекса, статьи 463-468.

12.   Не забываем, что залогодатель имеет право на разницу между суммой кредита и суммой продажи с аукциона за вычетом расходов на проведение этого самого аукциона.

13.   Крайний случай, если торги не состоялись, тогда невыкупленное залоговое имущество может быть оприходовано на баланс предприятия. Аукционный сбор не платится, а ломбард в конце налогового периода сдает Декларацию по КПН, где опытный бухгалтер разложит все по полочкам.
     Конечно, почти все аукционы проводятся в кулуарах, золото продается знакомому ювелиру или ювелирному заводу, участники торгов формальные, объявления в СМИ на уровне слухов, а ювелирные изделия хорошего качества и современного дизайна продаются с витрины того же ломбарда. Но поставлено ли это имущество на баланс предприятия? Соблюдается ли закон о клеймении?

     Есть инициативная группа, которая проталкивает свои интересы на самом высоком уровне, мотивируя свои действия тем, что продажа ювелирки ломбардами на самом деле таковой не является – это просто возмещение своих же кредитных расходов. Но ситуация двойственная… собственно ломбарды и принимают золото в силу высокой ликвидности по цене лома. А пытаются золото продать уже как ювелирное украшение. Пока нас несет стихия НЭПа, но надолго ли?

     Спасает лишь то, что ювелирные магазины и ломбарды, как правило, являются аффилированными предприятиями, в противном случае ломбарды имели бы жесткий прессинг со стороны профильных магазинов. А там лобби очень значительное. Кому в торговых центрах отданы лучшие площади? Ответ риторический.
13
Залоговый Билет / Переход на латиницу
« Последний ответ от Администратор Январь 25, 2018, 10:54:20 pm »
Переход на латиницу

Бессмертное творение Ильфа и Петрова «Золотой теленок»:
«В ответ на наглое бесчинство бухгалтера Кукушкинда, потребовавшего уплаты ему сверхурочных, мы, геркулесовцы, как один человек, ответим:
•   а) повышением качества продукции,
•   б) увеличением производительности труда,
•   в) усилением борьбы с бюрократизмом, волокитой, кумовством и подхалимством,
•   г) уничтожением прогулов,
•   д) уменьшением накладных расходов,
•   е) общим ростом профсоюзной активности,
•   ж) отказом от празднования Рождества, Пасхи, Троицы, Благовещения, Крещения и др . религиозных праздников,
•   з) беспощадной борьбой с головотяпством, хулиганством и пьянством, и) поголовным вступлением в ряды общества «Долой рутину с оперных подмостков»,
•   к) поголовным переходом на новый быт,
•   л) поголовным переводом делопроизводства на латинский алфавит.
•   А также всем, что понадобится впредь.»

     Главное здесь – пункт «Л» - переход на латинский алфавит.

     Если отбросить всякие околополитические разговоры на эту тему, то переход на латинский шрифт это благо или зло? Сейчас даже трудно сказать. Мы живем во времена, когда каждый день придумывается несколько новых слов. То, чему нас учили в школе, или напрочь отметено или заменяется новым процентов на 60. На этой волне перевод письменности на латинский язык в данный момент кажется решением, которое или давно запоздало или слишком поспешно.

Существуют на этот счет две теории.
Теория 1.

     Это нужно было сделать, но в далеком 1995 году, когда только появился знаменитый Windows 95. Народ обучить было бы однозначно легче. Это было бы технологически правильным уместным решением. Но тогда все застряли там, где всегда обычно и застревали.
Любая нетривиальная идея проходит четыре этапа осмысления сообществом:
•   Это все фигня, не может быть
•   А в этом что-то есть
•   Конечно, это и ежу понятно
•   Ну и после любимая фраза всех директоров, которые присваивают удачные мысли своих сотрудников: «я так и предполагал с самого начала»
     Обычно дальше этапа «это все фигня» никто и не заходит.
 
Теория 2.
     Маршал Годсмит… Известный бизнес-консультант (а государство – это бизнес, как ни крути) говорит, что нельзя расти бешеными темпами. Надо дорасти до определенного уровня – зафиксироваться, устояться и начинать расти дальше. А у нас что? Назовите хоть один государственный проект, который был доведен до конца? Который можно было бы признать успешным?

    Вру, конечно. Один такой проект есть – это ЦОН – главное завоевание постсоветского пространства. Одно окно – это лучшее, что можно было придумать в данном направлении, можно снять перед этим человеком шляпу.

     Поэтому на данном этапе все эти новомодные штуки в виде трех языков в школе, перевода на латиницу и (тут каждый сам может дополнить список) внедряются в условиях приближенных к боевым, а тут всегда шероховатости перевешивают результат.

     Жизнь показывает, что если идея не приносит прибыли (хотя бы моральной), то она умирает на корню.

     Но каждый ломбардист решает для себя сам, переводить ли ему документацию на латиницу…
14
Периоды высокой посещаемости ломбардов

     Деятельность ломбардов циклична, как и многих других предприятий. «Мертвого сезона», конечно, у ломбардов не бывает, но периоды спада и пика активности несомненно есть. Это следует учитывать в своей кредитной и плановой политике. Если перед экспертом-оценщиком поставлен определенный план за месяц, то необходимо учитывать все такие пики. Если у вас обязательства перед банком по гашению кредита, то и здесь знания будут уместными.

     Если вашему ломбарду много лет, и вам доступна многолетняя отчетность, то с бизнес-планами проблем не будет. Но если вы только открылись, то пара слов об этом не помешает.

1.   Первый пик приходится на начало июня. Бизнес-активность населения начинает падать, наступает пора отпусков и… первый период свадеб. Еще живо поверье, что сочетающиеся браком в мае, будут маяться. Даже магический день 5 мая 2005 года не стал исключением.

2.   Есть еще 3 даты, которые должны оказать влияние и на ломбардный бизнес:
18 февраля 2018 - 18.02.2018 - воскресенье
19 февраля 2019 - 19.02.2019 - вторник
20 февраля 2020 - 20.02.2020 – четверг, хотя в четверг тоже по приметам плохо жениться.

3.   Хотя сейчас и получили распространение путевки на курорты в кредит, но люди все-таки чаще с такой целью несут золото в ломбард. Если человек не может себе позволить летний отдых – это просто не модно.

4.   Второй небольшой пик – середина июня. Выпускной бал, вступительные экзамены в институты.

5.   Третий пик приходится на конец августа. Ребенок в школу должен быть собран и экипирован не хуже, чем остальные. Школы разные, дети разные – проблемы общие. Мы помним, что выплата зарплаты приходится на 10 число месяца, следующего за отчетным. Поэтому зарплата 10 сентября никак не покроет текущие школьные нужды. По этой же причине можно отметить кратковременные всплески активности клиентов ломбардов в последние дни месяца – надо до первого числа гасить кредит в банке.

6.   Четвертый традиционный пик – это Новый Год. Хочется его встретить хлебосольно и приятно. Хотя сейчас немного поутих ресторанный бум, но даже в домашних условиях на столе обязательно должны быть деликатесы.

7.   Последний пятый пик приходится на середину марта. Праздники, Наурыз, к весне необходимы новые покупки, в южных районах весна уже вовсю цветет и пахнет, а воздухе легкий запах денег.

     Благоприятная бизнес-обстановка в регионе может способствовать более интересному течению жизни ломбарда, а ломбард в игровой зоне – это просто праздник жизни. Побережье Капшагайского водохранилища в Алматинской области и Щучинский район Акмолинской области – хочется туда.
15
Как стать другом клиенту или политика лояльности

     Каждая крупная компания сейчас имеет на балансе отдел маркетинга, который своими продуманными акциями старается привлечь как можно больше клиентов. Постоянная продажа – вот главный критерий успешности работы, все остальное вторично. Креативный маркетолог как Быстрый Гонсалес – заполучить его в сети надолго сложно, поэтому самим приходится осваивать азы методов продвижения своего бизнеса.

     Основная задача лояльности – это положительные эмоции клиента. Положительные эмоции могут достигаться как простой улыбкой, так и экстравагантной акцией. Известен случай, когда банк для привлечения клиентов сделал собачий уголок – мол, раз заботимся о собаках клиента, то уж клиента вообще оближем. Недавно довелось увидеть ломбард, в котором был организован мини-контактный зоопарк. Довольно интересная идея… хотелось бы знать, насколько приносящая пользу? В любом случае, говорить о себе ломбард заставил.

     Начинать всегда надо со строгого бренда. Цвет здания, вывеска, штендер, внутреннее оформление – здесь не допустимы буйство красок и бесформенность. Деньги любят порядок и тишину. Спокойные тона в оформлении, деловой стиль, строгие линии.

     Часть методик по работе с клиентами советуют направить усилия на один из трех векторов: «привлечь», «удержать», «переманить». Приложить усилия сразу по нескольким направлениям считается крайне неэффективным.  Однако «ломбардный опыт» показывает, что один удачный ход может убить сразу трех зайцев.

     Другая часть методик говорит, что решающим фактором становится «вторая сделка». Личное обаяние при первом контакте может быть обманчивым, и лишь устойчивое дружелюбие является залогом постоянных отношений. Спорить с этим утверждением сложно.
     ABC-анализ клиентов советует, что все усилия надо направлять на категорию A, которая приносит 80% прибыли лишь при 20% затратах. С одной стороны, хорошее решение для таких клиентов – это ВИП-кабинка, с другой – обычный клиент может не понять и почувствовать себя именно «клиентом второй категории».  Всегда надо держать баланс.

     Добиться уникальности политики лояльности невероятно сложно, все ваши новшества уже через день переймут конкуренты. Хотя есть одно но: копируя лишь что-то из вашей программы лояльности, они не смогут воссоздать все ваше отношение к клиентам, поэтому далеко не факт, что все это сработает.

«Лояльный клиент - это всегда удовлетворенный клиент, но удовлетворенный клиент не всегда лоялен.»

      Вроде бы ничего за последнее время ломбарды нового не придумали:
1.   Бонусная система (шестой кредит беспроцентный, низкий процент для новых клиентов, сумма оценки +100, +50 при предъявлении купона, американская рейтинговая система – «пять очков получает Грифиндор» и т.п.). Своеобразный момент – приведи пять клиентов и получи бесплатный кредит… я вас уверяю, в казахстанских условиях работает просто на ура.

2.   Подарки и лотереи. Праздничное мероприятие по их вручению, приглашение на банкет. Довелось видеть интересное решение – реши ребус и получи пять призовых бесплатных дней при пользовании кредитом. Межу нами девочками… ребус был простой – надо было собрать старинную забаву «пятнашки» или «игра 15». Не грех напомнить, что в этой забаве  есть «не собираемая» комбинация.

3.   Короткий путь доведения информации до клиента. СМС рассылки, приложение в телефоне с личным кабинетом. Для многих клиентов возможность пообщаться с директором компании напрямую тоже является важным моментом.

     Применяйте что-то одно, используйте комбинацию факторов, стройте пирамиду лояльности и держите руку на пульсе. «Тактика без стратегии превращается в суету перед поражением»: Лао Цзы.

     Клиент обязательно придет. К бизнесу надо относиться как к ребенку, и он ответит вам теплотой и доверием.
16
Законодательство / Налоговый кодекс РК 2018
« Последний ответ от Администратор Январь 25, 2018, 10:48:07 pm »
Налоговый кодекс РК 2018

Все, что касается ломбардов…



Статья 227. Доход от реализации


    Доходом от реализации признается сумма дохода, возникающего при реализации товаров, работ, услуг, кроме доходов, включаемых в совокупный годовой доход в соответствии со статьями 228 – 240 настоящего Кодекса, а также доходов, указанных в пункте 4 статьи 258 настоящего Кодекса, в части, не превышающей суммы расходов, указанных в пункте 1 статьи 258 настоящего Кодекса.
    Доход от реализации определяется в размере стоимости реализованных товаров, работ, услуг, без включения в нее суммы налога на добавленную стоимость и акциза.
    Дата признания дохода от реализации определяется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
    В целях настоящего раздела к доходу от оказания услуг относятся также:

1) доход в виде вознаграждения по кредиту (займу, микрокредиту), по операциям репо;

 

 

Глава 19. ПРИМЕНЕНИЕ КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН

Статья 166. Общие положения


На территории Республики Казахстан денежные расчеты производятся с обязательным применением контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных, модели которых включены в государственный реестр, если иное не установлено настоящей статьей.



    Учет в налоговых органах контрольно-кассовых машин, применяемых налогоплательщиками, включает в себя:

1) постановку контрольно-кассовой машины на учет;

2) внесение изменений в регистрационные данные;

3) снятие контрольно-кассовой машины с учета.



Форма и содержание контрольного чека аппаратно-программных комплексов, применяемых банками второго уровня и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, устанавливаются Национальным Банком Республики Казахстан по согласованию с уполномоченным органом.

Чек контрольно-кассовых машин, применяемых в пунктах обмена валюты, приема лома металлов, стеклопосуды, ломбардов, дополнительно должен содержать информацию о сумме продаж и сумме покупки.

 

 

Статья 397. Обороты по реализации финансовых операций, освобождаемые от налога на добавленную стоимость



14) операции по предоставлению микрокредитов;

15) услуги по предоставлению краткосрочных займов ломбардами под залог движимого имущества;

18) уступка прав требования по кредитам (займам, микрокредитам);
17
Статья 10. Аффинаж лома и отходов драгоценных металлов, обращенных в собственность государства по отдельным основаниям

    Лом и отходы драгоценных металлов, обращенные в собственность государства по отдельным основаниям и принятые Национальным Банком Республики Казахстан в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан, подлежат аффинажу с зачислением слитков аффинированного золота в активы Национального Банка Республики Казахстан в драгоценных металлах.
    Порядок передачи на аффинаж лома и отходов драгоценных металлов, обращенных в собственность государства по отдельным основаниям, в слитки аффинированного золота и получения их после аффинажа определяется Национальным Банком Республики Казахстан.
    Стоимость слитков аффинированного золота, указанных в пункте 1 настоящей статьи, перечисляется в бюджет за вычетом издержек, связанных с переработкой лома и отходов драгоценных металлов.


Статья 11. Особенности оборота инвестиционного золота

    В целях оборота инвестиционного золота могут использоваться металлические счета, открытые в установленном законодательством Республики Казахстан порядке в банках второго уровня, а также в Национальном Банке Республики Казахстан для категории юридических лиц, обслуживаемых в Национальном Банке Республики Казахстан.
    При осуществлении сделок с инвестиционным золотом оплата производится по ценам, рассчитанным с использованием сложившихся на международном рынке цен на момент проведения сделки.


Статья 12. Порядок проведения экспертизы

    Экспертиза проводится на возмездной основе в соответствии с правилами проведения экспертизы, а также нормативными документами по стандартизации, действующими в Республике Казахстан.
    Физические и юридические лица обращаются в уполномоченную организацию для проведения экспертизы в добровольном порядке, а также в обязательном порядке в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи и пунктами 2 и 3 статьи 7 настоящего Закона.
    По результатам экспертизы уполномоченной организацией предоставляется экспертное заключение в течение пяти рабочих дней со дня обращения физического или юридического лица.



Пункт 4 статьи 12 введен в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования

    Обязательному опробованию и клеймению в уполномоченных организациях подлежат произведенные и (или) реализуемые на территории Республики Казахстан ювелирные и другие изделия, за исключением определенных Правительством Республики Казахстан.



Статья 13 введена в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования

Статья 13. Особенности реализации ювелирных и других изделий

    На территории Республики Казахстан не допускается реализация ювелирных и других изделий без наличия пробирного клейма, а также оттиска именника, проставляемого субъектом производства ювелирных и других изделий на всех собственных ювелирных и других изделиях.

При использовании в качестве вставок в ювелирные и другие изделия материалов искусственного происхождения на ярлыках должна быть указана информация о том, что данный камень не является драгоценным.


    Именник подлежит обязательной регистрации в уполномоченной организации в порядке, определенном уполномоченным органом.
    Уполномоченная организация ежеквартально представляет сведения о зарегистрированных именниках в уполномоченный орган в порядке, определенном уполномоченным органом.


Статья 14. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан в области драгоценных металлов и драгоценных камней

Нарушение законодательства Республики Казахстан в области драгоценных металлов и драгоценных камней влечет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.



Статья 15. Порядок введения в действие настоящего Закона

Настоящий Закон вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования, за исключением пункта 4 статьи 12 и статьи 13, которые вводятся в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования.



Президент Республики Казахстан Н. НАЗАРБАЕВ

Астана, Акорда, 14 января 2016 года № 444-V ЗРК
18
Если не интересно читать весь закон, то прочтите хотя бы Статью 13 (не для суеверных)

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

О драгоценных металлах и драгоценных камнях

См: Распоряжение Премьер-Министра Республики Казахстан от 29 февраля 2016 года № 14-р «О мерах по реализации законов Республики Казахстан от 14 января 2016 года «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам драгоценных металлов и драгоценных камней»


Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие в сфере производства драгоценных металлов и оборота драгоценных металлов и драгоценных камней, сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней.


Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) драгоценные камни - природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования;

2) экспертиза драгоценных камней, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней (далее - экспертиза) - организация и проведение испытаний, осуществляемых уполномоченными организациями, включающие идентификацию драгоценных камней и опробование драгоценных металлов в ювелирных и других изделиях из драгоценных металлов и драгоценных камней, проверку подлинности оттисков пробирных клейм;

3) идентификация драгоценных камней - установление соответствия классификационных и стоимостных характеристик драгоценных камней требованиям нормативно-технической документации;

4) именник - специальный знак, наносимый на ювелирное и другие изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней и удостоверяющий изготовителя ювелирного и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней;

5) аффинаж - процесс очистки драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведение драгоценных металлов до качества, соответствующего национальному или международному стандарту;

6) аффинированное золото - золото, полученное в результате аффинажа в виде слитков, пластин, гранул и порошка;

7) драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом состоянии и виде;


8 ) самородки драгоценных металлов, не подлежащие аффинажу, - самородки драгоценных металлов, резко отличающиеся по своим размерам от преобладающих частиц драгоценного металла на данном конкретном месторождении и обладающие массой более 0,3 грамма, выделенные из минерального сырья драгоценных металлов, предназначенные для обращения на внутреннем и внешнем рынках, использования в производственных, научных, социально-культурных целях;

9) лом и отходы драгоценных металлов - пришедшие в негодность, утерявшие эксплуатационную ценность или подлежащие ликвидации изделия и (или) их составные части, которые содержат драгоценный металл, а также остатки содержащих драгоценный металл материалов, промежуточных продуктов металлургического производства, образующиеся при производстве и использовании продукции технического и бытового назначения, включая неисправимый брак, которые могут быть использованы для последующей переработки с целью извлечения драгоценных металлов;

10) производство драгоценных металлов - извлечение драгоценных металлов из добытых комплексных руд, концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, из лома и отходов драгоценных металлов, а также аффинаж драгоценных металлов;

11) субъекты производства драгоценных металлов - юридические лица Республики Казахстан, осуществляющие производство драгоценных металлов на территории Республики Казахстан;

12) ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней (далее - ювелирные и другие изделия) - изделия, за исключением монет из драгоценных металлов, изготовленные из драгоценных камней, драгоценных металлов и их сплавов с использованием различных видов художественной обработки, со вставками из драгоценных камней и других материалов природного или искусственного происхождения либо без них, применяемые в качестве различных украшений, утилитарных предметов быта и (или) для культовых и декоративных целей;

13) оборот драгоценных металлов и драгоценных камней, сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, ювелирных и других изделий - ввоз, вывоз, совершение гражданско-правовых сделок с драгоценными металлами и драгоценными камнями, сырьевыми товарами, содержащими драгоценные металлы, ювелирными и другими изделиями, приобретение государством аффинированного золота в рамках приоритетного права, а также применение драгоценных металлов и драгоценных камней для инвестиционных и других нужд;

14) субъекты производства ювелирных и других изделий - индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие изготовление ювелирных и других изделий;

15) инвестиционное золото - золото, соответствующее следующим условиям:

для золотых монет:

такие золотые монеты не обладают нумизматической ценностью;

чистота золотых монет равна или превышает 900 тысячных долей на 1 000 долей общей массы (что соответствует 900 пробе, 900 промилле, 90,0 процентам или 21,6 карата).

При этом золотая монета признается обладающей нумизматической ценностью при соответствии одному из следующих условий:

отчеканена до 1800 года;

отчеканена по технологии, обеспечивающей получение зеркальной поверхности, качества «пруф» (proof);

имеет тираж выпуска не более 1 000 экземпляров;

ее рыночная цена превышает стоимость золота, содержащегося в монете, более чем на 80 процентов.

Стоимость золота, содержащегося в монете, определяется путем умножения утреннего фиксинга (котировки цены) золота, который установлен (которая установлена) Лондонской ассоциацией рынка драгоценных металлов на дату реализации золотой монеты, на рыночный курс обмена валюты, установленный на указанную дату.

Для остального золота:

такое золото является аффинированным (чистота такого золота равна или превышает 995 тысячных долей на 1 000 долей лигатурной массы (что соответствует 995 пробе, 995 промилле, 99,5 процента или 23,88 карата);

такое золото соответствует национальному или международному стандарту, изготовлено в виде мерного или стандартного слитка и (или) пластины с нанесенной на них следующей маркировкой:

для стандартного слитка и (или) пластины:

серийный номер (может включать год изготовления);

товарный знак изготовителя;

чистота (массовая доля) золота;

год изготовления, если он не включен в серийный номер;

для мерного слитка:

наименование металла;

товарный знак изготовителя;

чистота (массовая доля) золота;

масса слитка;

16) сырьевые товары, содержащие драгоценные металлы, - необработанные драгоценные металлы (в том числе сплав Доре в виде слитка, катодные металлы), цинковые осадки, лом и отходы драгоценных металлов, руды и концентраты драгоценных металлов, руды, концентраты и зола цветных металлов, полупродукты производства цветных металлов, содержащие драгоценные металлы;

17) пороговые значения содержания вредных примесей и драгоценных металлов в сырьевых товарах, содержащих драгоценные металлы, - устанавливаемые для целей государственного контроля при вывозе с территории Республики Казахстан сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, максимально допустимое содержание вредных примесей и минимальное содержание драгоценных металлов, определяющие возможность их промышленного извлечения из сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, используемые для определения возможности (невозможности) переработки сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, субъектами производства драгоценных металлов на территории Республики Казахстан;

18 ) необработанные природные алмазы - алмазы в естественном состоянии, необработанные и (или) частично обработанные (расколотые, распиленные, с нанесенным рундистом);

19) проба - количество массовых частей чистого драгоценного металла в тысяче массовых частей сплава драгоценного металла;

20) опробование - определение или подтверждение пробы драгоценных металлов, ювелирных и других изделий установленными методами;

21) пробирное клеймо - знак установленного образца, наносимый на ювелирные и другие изделия, удостоверяющий пробу драгоценного металла в таких изделиях;

22) клеймение - нанесение оттиска пробирного клейма на ювелирные и другие изделия;

23) уполномоченный орган - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство, а также в пределах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, межотраслевую координацию в области регулирования производства драгоценных металлов и оборота драгоценных металлов и драгоценных камней, сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, ювелирных и других изделий;

24) уполномоченная организация - юридическое лицо, аккредитованное в соответствии с законодательством Республики Казахстан об аккредитации в области оценки соответствия на проведение экспертизы.


Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в области драгоценных металлов и драгоценных камней


    Законодательство Республики Казахстан в области драгоценных металлов и драгоценных камней основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
    Общественные отношения в области разведки и добычи драгоценных металлов и драгоценных камней регулируются законодательством Республики Казахстан о недрах и недропользовании.
    Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные нормы, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются нормы международного договора.


Статья 3. Компетенция Правительства Республики Казахстан


Правительство Республики Казахстан:

1) разрабатывает основные направления государственной политики в области производства драгоценных металлов, оборота драгоценных металлов и драгоценных камней, сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, ювелирных и других изделий и организует их осуществление;

2) утверждает правила ввоза на территорию Республики Казахстан из стран, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывоза с территории Республики Казахстан в эти страны драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы;

3) утверждает правила ввоза на территорию Республики Казахстан из стран, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывоза с территории Республики Казахстан в эти страны драгоценных камней, ювелирных и других изделий;

4) утверждает правила ввоза на территорию Республики Казахстан и вывоза с территории Республики Казахстан необработанных природных алмазов с учетом схемы сертификации Кимберлийского процесса;

5) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией Республики Казахстан, настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.


Статья 4. Компетенция уполномоченного органа

Уполномоченный орган:

1) реализует государственную политику в области производства драгоценных металлов, оборота драгоценных металлов и драгоценных камней, сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, ювелирных и других изделий;

2) разрабатывает правила ввоза на территорию Республики Казахстан из стран, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывоза с территории Республики Казахстан в эти страны драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы;

3) разрабатывает правила ввоза на территорию Республики Казахстан из стран, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывоза с территории Республики Казахстан в эти страны драгоценных камней, ювелирных и других изделий;

4) разрабатывает правила ввоза на территорию Республики Казахстан и вывоза с территории Республики Казахстан необработанных природных алмазов с учетом схемы сертификации Кимберлийского процесса;

5) разрабатывает и утверждает правила проведения экспертизы;

6) утверждает нормативные документы на сырьевые товары, содержащие драгоценные металлы;

7) подтверждает нормы выхода продуктов переработки из драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, отраженных в представленных документах при их ввозе на территорию Республики Казахстан и вывозе с территории Республики Казахстан для переработки;

8 ) разрабатывает и утверждает правила определения пороговых значений содержания вредных примесей и драгоценных металлов в сырьевых товарах, содержащих драгоценные металлы;

9) устанавливает пороговые значения содержания вредных примесей и драгоценных металлов в сырьевых товарах, содержащих драгоценные металлы, для каждого субъекта производства драгоценных металлов, состоящего в перечне, утверждаемом уполномоченным органом, с учетом их индивидуальных технологических возможностей по видам сырьевых товаров;

10) разрабатывает и утверждает правила формирования перечня субъектов производства драгоценных металлов;

11) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.


Статья 5. Компетенция Национального Банка Республики Казахстан

Национальный Банк Республики Казахстан:

1) реализует приоритетное право государства на приобретение аффинированного золота для пополнения активов в драгоценных металлах;

2) определяет порядок реализации приоритетного права государства на приобретение аффинированного золота для пополнения активов в драгоценных металлах;

3) осуществляет контрольные испытания проб (образцов) драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан;

4) осуществляет контроль за экспортными операциями банков второго уровня с аффинированными золотом и серебром в виде слитков;

5) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.


Статья 6. Государственный контроль при обороте драгоценных металлов и драгоценных камней, сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, ювелирных и других изделий

    Уполномоченный орган осуществляет государственный контроль:

1) при ввозе на территорию Республики Казахстан из стран, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе с территории Республики Казахстан в эти страны драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, за исключением руд, концентратов и золы цветных металлов, полупродуктов производства цветных металлов, содержащих драгоценные металлы;

2) при ввозе на территорию Республики Казахстан из стран, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе с территории Республики Казахстан в эти страны драгоценных камней, ювелирных и других изделий, монет из драгоценных металлов;

3) при ввозе на территорию Республики Казахстан из стран, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе с территории Республики Казахстан в эти страны руд, концентратов и золы цветных металлов, полупродуктов производства цветных металлов, содержащих драгоценные металлы;

4) в сфере реализации ювелирных и других изделий.

    Государственный контроль, предусмотренный подпунктом 1) пункта 1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с решениями Евразийской экономической комиссии, законодательством Республики Казахстан и включает в себя:

1) проверку партии драгоценных металлов, сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, за исключением руд, концентратов и золы цветных металлов, полупродуктов производства цветных металлов, на соответствие данным, указанным в сопроводительной документации, в том числе нормативной технической и (или) технической документации;

2) оценку стоимости драгоценных металлов с учетом цен мирового рынка;

3) определение источника происхождения драгоценных металлов, сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы;

4) контроль соблюдения требований законодательства Республики Казахстан при совершении сделок с драгоценными металлами и сырьевыми товарами, содержащими драгоценные металлы;

5) контроль содержания драгоценных металлов и сопутствующих извлекаемых металлов в сырьевых товарах, содержащих драгоценные металлы;

6) проверку возможности (невозможности) и экономической целесообразности (нецелесообразности) промышленного извлечения драгоценных металлов из сырьевых товаров в Республике Казахстан на основании документов о содержании драгоценных металлов и сопутствующих извлекаемых металлов или проверку экономической нецелесообразности или невозможности переработки сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, на территории Республики Казахстан.

    Государственный контроль, предусмотренный подпунктом 2) пункта 1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с решениями Евразийской экономической комиссии, законодательством Республики Казахстан через таможенные посты, определяемые уполномоченным органом в сфере таможенного дела.
    Государственный контроль, предусмотренный подпунктом 3) пункта 1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с решениями Евразийской экономической комиссии, законодательством Республики Казахстан и включает в себя действия, предусмотренные подпунктами 3), 4), 5) и 6) пункта 2 настоящей статьи.
    Государственный контроль, предусмотренный подпунктом 4) пункта 1 настоящей статьи, осуществляется в форме проверки в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.

См: Совместный приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 25 июля 2016 года № 575 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 29 июля 2016 года № 351 «Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочного листа в сфере реализации ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней»

    Результаты государственного контроля:

1) предусмотренного в подпункте 1) пункта 1 настоящей статьи, оформляются уполномоченным органом:

при ввозе - в форме акта государственного контроля, выданного на каждую партию товара;

при ввозе на переработку - в форме акта государственного контроля, выданного на каждую партию товара, документа об условиях переработки товаров;

при вывозе - в форме акта государственного контроля, выданного на каждую партию товара, лицензии на экспорт и заключения о возможности (невозможности) и экономической целесообразности (нецелесообразности) промышленного извлечения драгоценных металлов из сырьевых товаров в Республике Казахстан;

при вывозе на переработку - в форме акта государственного контроля,

выданного на каждую партию товара, документа об условиях переработки товаров, заключения об экономической нецелесообразности или невозможности переработки сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, на территории Республики Казахстан;

2) предусмотренного в подпункте 2) пункта 1 настоящей статьи, оформляются уполномоченным органом в форме акта государственного контроля, выданного на каждую партию товара;

3) предусмотренного в подпункте 3) пункта 1 настоящей статьи, оформляются уполномоченным органом:

при ввозе на переработку - в форме документа об условиях переработки товаров;

при вывозе - в форме лицензии на экспорт и заключения о возможности (невозможности) и экономической целесообразности (нецелесообразности) промышленного извлечения драгоценных металлов из сырьевых товаров в Республике Казахстан;

при вывозе на переработку - в форме документа об условиях переработки товаров, заключения об экономической нецелесообразности или невозможности переработки сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, на территории Республики Казахстан.

    Контроль содержания вывозимых драгоценных металлов и сопутствующих извлекаемых металлов в сырьевых товарах, содержащих драгоценные металлы, осуществляется посредством:

представления документов о содержании драгоценных металлов и сопутствующих извлекаемых металлов при разрешительных процедурах лицензирования экспорта;

выдачи заключения о возможности (невозможности) и экономической целесообразности (нецелесообразности) промышленного извлечения драгоценных металлов из сырьевых товаров в Республике Казахстан;

выдачи заключения об экономической нецелесообразности или невозможности переработки сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, на территории Республики Казахстан;

оформления акта государственного контроля на каждую партию вывозимых сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы.

Отбор представительных проб с вывозимых сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, для целей государственного контроля содержания в них драгоценных металлов производится в порядке, установленном нормативной технической документацией Республики Казахстан, с оформлением акта об отборе проб в порядке и по форме, которые определены уполномоченным органом.

Документ о содержании драгоценных металлов для целей государственного контроля выдается аккредитованной испытательной лабораторией и должен содержать сведения об удельном содержании всех драгоценных металлов в сырьевых товарах, содержащих драгоценные металлы.

    Государственный контроль, предусмотренный подпунктами 1) и 2) пункта 1 настоящей статьи, не осуществляется:

1) в отношении Национального Банка Республики Казахстан при ввозе и (или) вывозе драгоценных металлов, в том числе монет из драгоценных металлов;

2) при ввозе и (или) вывозе физическими лицами драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, в том числе ювелирных и других изделий, монет из драгоценных металлов, в качестве товаров для личного пользования;

3) при ввозе и (или) вывозе радиоактивных и стабильных изотопов драгоценных металлов и изделий на их основе;

4) при вывозе культурных ценностей, содержащих драгоценные металлы и (или) драгоценные камни.


Статья 7. Особенности ввоза на территорию Республики Казахстан из стран, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывоза с территории Республики Казахстан в эти страны драгоценных металлов, драгоценных камней, сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, ювелирных и других изделий


    При ввозе на территорию Республики Казахстан из стран, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе с территории Республики Казахстан в эти страны драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, уполномоченный орган в случае несоответствия документов о содержании драгоценных металлов условиям контракта и нормативной технической документации направляет заявку в Национальный Банк Республики Казахстан на осуществление контрольных испытаний проб (образцов) драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы.
    При ввозе на территорию Республики Казахстан из стран, не входящих в Евразийский экономический союз, драгоценных камней, ювелирных и других изделий до совершения таможенных операций, связанных с таможенным декларированием и таможенной очисткой, проводится экспертиза и осуществляется государственный контроль, за исключением случаев, установленных решением Евразийской экономической комиссии.
    При вывозе с территории Республики Казахстан в страны, не входящие в Евразийский экономический союз, драгоценных камней, ювелирных и других изделий проводится экспертиза и осуществляется государственный контроль.
    Для осуществления ввоза на территорию Республики Казахстан из стран, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывоза с территории Республики Казахстан в эти страны драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных и других изделий, сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, индивидуальные предприниматели и юридические лица о начале или прекращении своей деятельности обязаны уведомить уполномоченный орган в порядке, установленном Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях».

На основании уведомления о начале деятельности лицам, указанным в части первой настоящего пункта, уполномоченным органом выдается документ о постановке на специальный учет.

Требование настоящего пункта не распространяется на Национальный Банк Республики Казахстан.

    Ввоз на территорию Республики Казахстан и вывоз с территории Республики Казахстан необработанных природных алмазов осуществляются в соответствии со схемой сертификации Кимберлийского процесса.


См.: Правила ввоза на территорию Республики Казахстан из стран, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывоза с территории Республики Казахстан в эти страны драгоценных камней, ювелирных и других изделий; Правила ввоза на территорию Республики Казахстан и вывоза с территории Республики Казахстан необработанных природных алмазов с учетом схемы сертификации Кимберлийского процесса, Правила ввоза на территорию Республики Казахстан из стран, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывоза с территории Республики Казахстан в эти страны драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы.


Статья 8. Производство драгоценных металлов

    Драгоценные металлы, за исключением самородков драгоценных металлов, не подлежащих аффинажу, сырьевые товары, содержащие драгоценные металлы, должны поступать для переработки и (или) аффинажа субъектам производства драгоценных металлов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
    Лицо, имеющее намерение произвести вывоз с территории Республики Казахстан сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, обязано в порядке, определенном уполномоченным органом, получить соответствующий отказ от всех субъектов производства драгоценных металлов, состоящих в перечне, утверждаемом уполномоченным органом, или подтверждение уполномоченного органа о наличии такого отказа.

При этом отказом в целях настоящего пункта будет также являться невыполнение субъектами производства драгоценных металлов, указанными в части первой настоящего пункта, условий, установленных уполномоченным органом.

Основаниями для отказа от переработки и (или) аффинажа сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, могут являться:

1) технологическая невозможность переработки и (или) аффинажа, в том числе несоответствие пороговым значениям содержания вредных примесей и драгоценных металлов в сырьевых товарах, содержащих драгоценные металлы;

2) отсутствие или недостаточность производственной мощности для переработки и (или) аффинажа предлагаемого объема сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы;

3) экономическая нецелесообразность переработки руд, концентратов и золы цветных металлов, полупродуктов производства цветных металлов, содержащих драгоценные металлы.

    В случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, вывоз сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, с территории Республики Казахстан осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
    Аффинаж драгоценных металлов, сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, прошедших необходимую переработку, осуществляемый вне территории Республики Казахстан, не влечет перехода права собственности на драгоценные металлы.


Статья 9. Приоритетное право государства на приобретение аффинированного золота для пополнения активов в драгоценных металлах

    Государство имеет приоритетное право на заключение сделок по приобретению аффинированного золота для пополнения активов Национального Банка Республики Казахстан в драгоценных металлах с субъектами производства драгоценных металлов и лицами, ставшими собственниками аффинированного золота в результате переработки.
    Субъекты производства драгоценных металлов и лица, ставшие собственниками аффинированного золота в результате переработки, реализуют аффинированное золото, произведенное на территории Республики Казахстан или за ее пределами, в приоритетном порядке Национальному Банку Республики Казахстан.
    Субъекты производства драгоценных металлов и лица, ставшие собственниками аффинированного золота в результате переработки, представляют в Национальный Банк Республики Казахстан графики прогноза производства и продажи аффинированного золота на первое полугодие будущего года до 1 ноября текущего года, на второе полугодие текущего года - до 1 мая текущего года.
    Национальный Банк Республики Казахстан, основываясь на прогнозе производства и продажи аффинированного золота, состоянии денежного рынка, показателях денежно-кредитной политики и конъюнктуры международных финансовых рынков, утверждает лимит приобретения в рамках реализации приоритетного права на предстоящее полугодие либо принимает решение о нереализации приоритетного права в целом на предстоящий период (от месяца до полугодия).

В рамках утвержденного лимита приобретения Национальный Банк Республики Казахстан определяет объемы аффинированного золота, которые будут приобретены в предстоящем полугодии у каждого субъекта производства драгоценных металлов или лица, ставшего собственником аффинированного золота в результате переработки, представившего график прогноза производства и продажи аффинированного золота.

Объемы приобретения либо решение об отказе от реализации приоритетного права государства на приобретение аффинированного золота на предстоящий период доводятся до сведения субъектов производства драгоценных металлов и лиц, ставших собственниками аффинированного золота в результате переработки, на первое полугодие будущего года до 1 декабря текущего года, на второе полугодие текущего года - до 1 июня текущего года.

Национальный Банк Республики Казахстан обязан полностью приобретать объемы приобретения, доведенные до субъектов производства драгоценных металлов и лиц, ставших собственниками аффинированного золота в результате переработки.

В случае, если ожидаемый объем производства и продажи аффинированного золота превысит объем производства и продажи аффинированного золота, представленный Национальному Банку Республики Казахстан в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, субъекты производства драгоценных металлов и лица, ставшие собственниками аффинированного золота в результате переработки, дополнительно представляют в Национальный Банк Республики Казахстан измененные графики прогноза производства и продажи аффинированного золота.

В течение пятнадцати рабочих дней со дня получения измененных графиков прогноза производства и продажи аффинированного золота Национальный Банк Республики Казахстан доводит до субъектов производства драгоценных металлов и лиц, ставших собственниками аффинированного золота в результате переработки, соответственно измененный объем приобретения аффинированного золота или сообщает об оставлении без изменений ранее доведенного до сведения объема приобретения аффинированного золота путем направления отказа от приобретения нового объема в соответствии с измененными графиками.

    Продажа аффинированного золота субъектами производства драгоценных металлов и лицами, ставшими собственниками аффинированного золота в результате переработки, в качестве сырья для производства ювелирных и других изделий субъектам производства ювелирных и других изделий на территории Республики Казахстан до достижения лимита, определяемого Национальным Банком Республики Казахстан, осуществляется в соответствии с порядком реализации приоритетного права государства на приобретение аффинированного золота для пополнения активов в драгоценных металлах.
    Приобретение аффинированного золота в рамках реализации приоритетного права государства осуществляется по ценам, рассчитанным с использованием сложившихся на международном рынке цен, за вычетом транспортных расходов, затрат на реализацию и скидки за качество, которая применяется в случае приобретения аффинированного золота, не отвечающего международным стандартам качества, принятым Лондонской ассоциацией рынка драгоценных металлов и обозначенным в документах данной ассоциации как стандарт «Лондонская качественная поставка» («London good delivery»).
    Приобретение аффинированного золота в рамках реализации приоритетного права государства осуществляется на основании заключенного Национальным Банком Республики Казахстан с субъектом производства драгоценных металлов или лицом, ставшим собственником аффинированного золота в результате переработки, договора об общих условиях купли-продажи аффинированного золота для пополнения активов в драгоценных металлах.
    Национальный Банк Республики Казахстан вправе отказаться от реализации приоритетного права государства на приобретение аффинированного золота для пополнения активов в драгоценных металлах в случаях достижения лимита приобретения и (или) при наличии принятого решения о нереализации приоритетного права на предстоящий период в соответствии с частью первой пункта 4 настоящей статьи.

Основания, предусмотренные частью первой настоящего пункта, не применяются в отношении субъектов производства драгоценных металлов и лиц, ставших собственниками аффинированного золота в результате переработки, в пределах доведенных до них объемов приобретения аффинированного золота.

    В случае отказа Национального Банка Республики Казахстан от реализации приоритетного права государства на приобретение аффинированного золота у субъектов производства драгоценных металлов или лиц, ставших собственниками аффинированного золота в результате переработки, данное аффинированное золото может быть реализовано третьим лицам.


См: постановление Правления Национального Банка РК от 29 февраля 2016 года № 61 «Об утверждении Правил реализации приоритетного права государства на приобретение аффинированного золота для пополнения активов в драгоценных металлах»


Статья 10. Аффинаж лома и отходов драгоценных металлов, обращенных в собственность государства по отдельным основаниям

    Лом и отходы драгоценных металлов, обращенные в собственность государства по отдельным основаниям и принятые Национальным Банком Республики Казахстан в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан, подлежат аффинажу с зачислением слитков аффинированного золота в активы Национального Банка Республики Казахстан в драгоценных металлах.
    Порядок передачи на аффинаж лома и отходов драгоценных металлов, обращенных в собственность государства по отдельным основаниям, в слитки аффинированного золота и получения их после аффинажа определяется Национальным Банком Республики Казахстан.
    Стоимость слитков аффинированного золота, указанных в пункте 1 настоящей статьи, перечисляется в бюджет за вычетом издержек, связанных с переработкой лома и отходов драгоценных металлов.
 
19
Профессия эксперта-оценщика и образ старухи-процентщицы

     Есть старая ассоциативная формула, которая приравнивает образ современного работника ломбарда к той самой знаменитой старушонке из романа Достоевского «Преступление и наказание». Так ли это на самом деле? Изменилось ли что-нибудь за последние 150 лет? Говорят, меняются только декорации, да появляются новые гаджеты, а люди остаются такими же…

     Алена Ивановна мало того, что в романе осталась без фамилии, так еще и имя никто не помнит. Если Владимир Высоцкий смог зарифмовать ГосФильмоФонд с… Джеймсом Бондом, то наверняка и мы подарим кому-нибудь интересную рифму: старуха-процентщица = эксперт-оценщица.


«Старушонка, лет шестидесяти»   
Половина экспертов – это молодые девушки не без претензии на флирт.


«Она, такая маленькая и гаденькая»   
Наши барышни статные и приятные во всех отношениях.


«Это была крошечная, сухая старушонка… с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом… Светлые с проседью, жиденькие волосы ее, по обыкновению жирно смазанные маслом, были заплетены в крысиную косичку и подобраны под осколок роговой гребенки, торчавшей на ее затылке. …а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка»
Боевая раскраска. Модная прическа из салона.
На шее великолепная подвеска (купленная по случаю в ломбарде).
Норковая шубка (может даже и не из ломбарда).
Перманентный макияж, пирсинг, ногти. Исправленная форма носа, ресницы, брови…
Татуха… Все это бабульке даже и не снилось.



«Может сразу пять тысяч выдать, а и рублевым закладом не брезгает. Наших много у ней перебывало»   
Размер кредита регулируется лишь законом. Клиентская база такая, что старушка бы обзавидовалась.


«Дает вчетверо меньше, чем стоит вещь...стоит только одним днем просрочить заклад, и пропала вещь»   
Сумма кредита лишь немногим меньше суммы оценки. Просрочил заклад – ничего страшного – позвонят, предупредят, подождут.


«С одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет»   
Вежливый эксперт, владеющий приемами НЛП, с обворожительной улыбкой и страховым медицинским полисом, который, сами знаете, что гарантирует.


«У старухи-процентщицы есть младшая сестра Лизавета, которую она бьет и держит в качестве рабыни»   
Тренажерный зал, боксерская груша, здоровый образ жизни, «одноклассники», «вацап» - вот вам средства поднятия боевого духа.


«Круглый год сидит ведьма, киснет, ноги болят, а тут вдруг и на гулянье!»   
Бабку надо было сводить в ночной клуб, показать мужской стриптиз. Глядишь, и оттаяла бы душа.


«Эй, Алена Ивановна, старая ведьма!»   
Алена Ивановна просто не смотрела «Битву экстрасенсов». А всех ведьм сожгли еще при Петре Первом.


«Судя по всему, старуха-процентщица болеет чахоткой (туберкулезом)…старушонка поминутно кашляла и кряхтела»   
Вовремя не прошла флюорографию. Надо кушать витамины и проветривать помещение. Сироп от кашля – три в одном.


«Она недоверчива»   
И мы тоже. Клиенты, порой, такие сказки слагают, чтобы разжалобить эксперта. Ну хоть в чем-то мы схожи.


Вот такая незатейливая табличка.
20
Развиваем ломбард / Структура ломбарда
« Последний ответ от Администратор Январь 18, 2018, 09:12:34 pm »
Структура ломбарда

     Вот вы и доросли до того, что количество ваших ломбардов превысило 20 штук, а проблема с менеджментом остается на предприятии самой главной. Каков оптимальная управленческая структура? Каково минимальное количество сотрудников для поддержания ломбарда в надлежащем состоянии? Каковы их функциональные обязанности и структура подчинения?

     Попробуем в этом немножко разобраться.

    1. Главное лицо в ломбарде – это хозяин, но перегружать его функциями совсем не обязательно. Главная задача – это сохранение бизнеса и развитие. Хозяин может полностью делегировать все полномочия директору, управляя лишь собственным карманом, что тоже немаловажно.


    2. Второе лицо – это Директор, который в ответе за все.


    3. Главная движущая сила – это эксперты. Основные графики работы эксперта-оценщика: 6+1 и 2+2, все зависит от режима работы ломбарда. Для 20 точек Вам необходимо иметь при графике (6+1) 25 экспертов + три на подработку и при графике (2+2) достаточно иметь 42 эксперта. При разном количестве экспертов общая сумма заработной платы различаться сильно не будет.


    4. Администратор – человек, который отвечает за обеспечение экспертов всем необходимым для работы: денежные средства + расходные материалы. У него в подчинении находится водитель-курьер-инкассатор. Администратор следит за перемещением денежных и материальных средств между офисом и ломбардами. Обеспечивает бесперебойную работу аукционов (в теории) и точек по продаже невыкупленных залоговых изделий. Следит за проведением всех процессуальных регламентных операций.


    5. Два ревизора. Первый следит за документооборотом. Это соответствие первичной документации и отчетности всем нормам законодательства. Второй следит за оборотом драгметаллов, в его ведении экспертиза золота и камней; могут быть дополнительные функции.


    6. Маркетолог. Следит за курсом золота на бирже, устанавливает актуальные процентные ставки и расценки, проводит политику ценообразования, организует маркетинговые акции, следит за конкурентами, занимается рекламой.


    7. Ментор. Давайте назовем его так. Он же антикризисный менеджер и учитель. В его обязанности входит обучение и подготовка персонала. А также соответствие процесса Правилам Работы с клиентами (общение, упаковка изделий, разбор нестандартных ситуаций и т.п.)


    8. При таком обороте нужны Два бухгалтера. Не исключено, что главного нет, а общий учет находится на аутсорсинге.


    9. Ай-ти специалист (он же специалист технической поддержки). Может быть внештатным.


    10. Бездельник. Он есть в каждой организации. Что делает – никто не знает, но все его ругают за глаза. Ну никак без него.


     Получается, что на 20-25 ломбардов помимо 30-40 экспертов хозяин ломбарда должен содержать следующий штат: Директор, Администратор, Водитель, Маркетолог, Менеджер, 2 ревизора, 2 бухгалтера, айтишник.

     Совмещение должностей вполне возможно, но я опираюсь исключительно на опыт, который говорит – лучше этого не делать.
Страницы: 1 [2] 3 4 ... 10